Документ представлен Базой знаний законодательства о налогах и сборах
На главную Вся нормативная база Подшивки документов Бухгалтерские услуги
PDF | email | Напечатать

Письмо ФНС России от 19.11.2013 № ЕД-4−2/20793 «Об основаниях запросов налоговых органов, направляемых в банк»

Краткое содержание документа:

Банк не вправе проверять обоснованность поступившего со стороны налоговой запроса об истребовании информации в отношении той или иной компании, являющейся клиентом банка. Осуществить такую проверку вправе только сама проверяемая организация.

Размер штрафа за не предоставление банком запрошенной информации составляют 20 тыс. руб, ответственным должностным лицам — от 300 до 500 руб.

Письмо ФНС России от 19.11.2013 № ЕД-4−2/20793

Вопрос: Об основаниях для направления налоговым органом запросов в банк и об ответственности за их неисполнение.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение и сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 86 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных настоящим пунктом.

Справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей в банке, справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля в отношении этих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Основания для направления запроса в банк указаны в Приказе ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7−2/518 «Об утверждении Порядка направления налоговым органом запросов в банк (оператору по переводу денежных средств) о наличии счетов (специальных банковских счетов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах), справок об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе, а также форм соответствующих запросов», в частности, проведение у организации (индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частой практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет) мероприятий налогового контроля (например: проведение в отношении налогоплательщика выездной (повторной выездной) налоговой проверки, камеральной налоговой проверки; истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках).

Таким образом, указание основания для направления запроса в банк так, как это прямо предусмотрено в общем виде в п. 2 ст. 86 Кодекса (проведение мероприятий налогового контроля), либо в более конкретизированной форме, так, как это предусмотрено Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7−2/518, в обоих случаях будет являться правомерным.

При этом указание в запросе на то, что мероприятия налогового контроля проводятся «у клиента банка», по своей сути равнозначно указанию, что мероприятия налогового контроля проводятся «в отношении клиента банка».

Направление запроса в связи с иными целями и задачами п. 2 ст. 86 Кодекса и Приказом ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7−2/518@ не предусмотрено.

Неисполнение такого запроса банком может явиться основанием для привлечения банка к ответственности, предусмотренной ст. 135.1 Кодекса, а также для привлечения должностных лиц банков к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что Кодекс не содержит правового механизма, позволяющего банку, получившему запрос налогового органа, проверять наличие достаточных оснований для его направления, а также требовать от налогового органа доказательств проведения мероприятий налогового контроля в отношении клиента банка. Этот механизм предоставлен Кодексом лицу, в отношении которого проведены мероприятия налогового контроля (его представителю), в форме исследования и заявления возражений относительно правомерности использованных налоговым органом доказательств по делу о налоговом правонарушении.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

3 класса

Д.В.ЕГОРОВ


Последние обновления Базы знаний: