Документ представлен Базой знаний законодательства о налогах и сборах
На главную Вся нормативная база Подшивки документов Бухгалтерские услуги
PDF | email | Напечатать

Письмо Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-02-08/62 «О порядке проведения выездных налоговых проверок у индивидуальных предпринимателей»

Краткое содержание документа:

Комментарий содержания документа

Выездная проверка индивидуальных предпринимателей и организаций осуществляется на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. При этом, проверяемый период не может превышать трех календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проверке.

Индивидуальные предприниматели, прекратившие свою деятельность, также могут попасть в выборку лиц, подлежащих выездной налоговой проверке. В письме поясняется, что в этом случае лицо, подлежащее проверке, информируется об этом либо лично под роспись, либо иным способом (например, путем направления по почте  заказным письмом с уведомлением о вручении решения о проверке).

Вопрос: 1. Индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность, о чем 20.04.2012 имеется запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Просим разъяснить со ссылками на нормативные правовые акты, в течение какого времени Федеральная налоговая служба (ФНС) и государственные фонды могут проводить документальные проверки (выездные налоговые проверки, в том числе плановые и внеплановые) после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Имеет ли право ФНС проводить выездную налоговую проверку индивидуального предпринимателя, если налогоплательщик не ознакомлен с решением о проведении выездной налоговой проверки лично под роспись?

3. Правомерно ли проведение ФНС выездной налоговой проверки в отношении индивидуального предпринимателя (в том числе после прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя), если данная проверка не включена ФНС в ежегодный план проведения налоговых проверок, не согласована с органами прокуратуры, нарушены сроки принятия планов, а также план не размещен на официальном сайте органов государственного контроля в сети «Интернет» (ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ)?

Влечет ли данный факт нарушение требований, предусмотренных подп. 1, 2, 7 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и является ли это основанием для отмены решения о проведении выездной налоговой проверки в отношении налогоплательщика?

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение и сообщается следующее.

Выездные налоговые проверки физических лиц, утративших статус индивидуального предпринимателя, за период их деятельности в качестве индивидуального предпринимателя проводятся налоговыми органами в соответствии со статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс).

В соответствии с пунктом 1 указанной статьи выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Форма решения о проведении выездной налоговой проверки, утвержденная приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ «Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению акта налоговой проверки», предусматривает ознакомление лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с таким решением.

Вместе с тем ни Кодексом, ни указанным приказом ФНС России не предусмотрен способ ознакомления лица, в отношении которого назначена выездная налоговая проверка, с указанным решением налогового органа.

Полагаем, что лицо, в отношении которого назначена выездная налоговая проверки, может быть ознакомлено с решением налогового органа лично под роспись или иным способом (например, путем направления указанного решения по почте заказным письмом с уведомлением о вручении).

Пунктом 4 статьи 89 Кодекса предусмотрено, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено данной статьей.

В целях повышения эффективности выездных налоговых проверок налоговые органы на основании проведенного в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, всестороннего анализа деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей формирует годовой (с разбивкой по кварталам) план проведения выездных налоговых проверок. Указанный план может быть скорректирован в зависимости от вновь открывшихся обстоятельств в отношении налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) — организаций, индивидуальных предпринимателей, ранее не включенных в этот план.

Одновременно сообщается, что положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не распространяются на отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля.

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


Последние обновления Базы знаний: