Документ представлен Базой знаний законодательства о налогах и сборах
На главную Вся нормативная база Подшивки документов Бухгалтерские услуги
PDF | email | Напечатать

Письмо Минфина РФ от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19867 «О порядке применения письменных разъяснений Минфина»

Краткое содержание документа:

Налоговики вправе игнорировать письма Министерства финансов и уточняющие различные вопросы законодательства. Письма Минфина, публикуемые в информационно-правовых системах, не несут за собой никаких правовых последствий, кроме случаев, когда разъяснение адресовано конкретному налогоплательщику.

Письмо Минфина РФ от 28.04.2014 № 03-03-06/1/19867

Вопрос: Просим разъяснить позицию Министерства финансов Российской Федерации (далее — МФ РФ) в части использования налогоплательщиками и налоговыми органами письменных разъяснений МФ РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Практика последних проведенных выездных налоговых проверок банка показала, что по отдельным вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, которые были неоднократно разъяснены МФ РФ и в виде писем МФ РФ размещены в информационных банках различных справочных правовых систем и других общедоступных информационных базах, налоговый орган занимает позицию, отличную от позиции МФ РФ, и предъявляет налогоплательщикам претензии о неправильном исчислении налоговой базы.

Согласно пункту 1 статьи 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации МФ РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями МФ РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

На практике налоговый орган в ряде случаев игнорирует приведенные нормы налогового законодательства и не руководствуется существующими разъяснениями МФ РФ.

В частности, в ходе выездной налоговой проверки банку были предъявлены претензии о неправомерном учете при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль расходов в виде сумм отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, квалифицированных в качестве событий после отчетной даты (СПОД). По мнению налогового органа, указанные расходы должны отражаться в налоговой базе следующего налогового периода. Банк обратил внимание налогового органа на наличие многочисленных разъяснений МФ РФ по данному вопросу, которые подтверждают правомерность позиции банка (письма МФ РФ от 12.08.2013 N 03-03-06/2/32517, от 23.03.2012 N 03-03-06/2/29, от 10.11.2011 N 03-03-10/107, от 09.08.2011 N 03-03-06/2/117, от 02.06.2010 N 03-03-06/2/107, от 30.03.2010 N 03-03-06/2/60, от 16.12.2009 N 03-03-06/2/233, от 20.10.2009 N 16-15/109177, от 19.10.2009 N 03-03-06/2/198, от 04.08.2009 N 03-03-06/2/151). Налоговый орган указал на наличие судебной практики по рассматриваемому вопросу (одной из сторон был налоговый орган, который проводил налоговую проверку) и проигнорировал письма МФ РФ.

Аналогичная ситуация сложилась по вопросу правомерности учета в налоговой базе по налогу на прибыль выплат сотрудникам при увольнении, предусмотренных трудовыми договорами. По мнению налогового органа, включение в состав расходов единовременных выплат сотрудникам при увольнении, которые предусмотрены трудовыми договорами, необоснованно. Ссылка банка на многочисленные разъяснения МФ РФ не была учтена налоговым органом, так как проверяющие не поддерживают позицию МФ РФ, зафиксированную в многочисленных письмах. Правомерность позиции Банка касательно обоснованности отнесения расходов в виде выходного пособия сотрудникам при увольнении по соглашению сторон подтверждается многочисленными письмами Министерства финансов РФ: от 14.07.2009 N 03-03-06/1/464, от 16.04.2009 N 03-03-06/2/86, от 06.05.2009 N 03-03-06/1/303, от 16.02.2010 N 03-03-06/1/73, от 09.07.2010 N 03-03-06/4/66, от 07.10.2010 N 03-03-06/1/639, от 16.12.2010 N 03-03-06/1/787, от 14.03.2011 N 03-03-06/2/40, от 24.01.2012 N 03-03-06/1/29, Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве от 05.03.2010 N 16-15/023309@, от 01.11.2011 N 16-15/105705@, от 24.01.2012 N 03-03-06/1/29, от 03.05.2012 N 03-03-06/2/47, от 10.06.2013 N 03-03-06/1/21465, от 29.07.2013 N 03-03-06/1/30009.

Указанное приводит к созданию искусственной ситуации о якобы имевшемся факте нарушения налогового законодательства, в которой налогоплательщик выступает заложником позиции конкретного сотрудника налогового органа. Выполняя рекомендации МФ РФ, налогоплательщик уверен, что тем самым обеспечивается корректное применение норм налогового законодательства и снижаются риски предъявления претензий со стороны налоговых органов. При этом сотрудники налоговых органов не только не следуют существующим рекомендациям МФ РФ, но и допускают грубое нарушение норм НК РФ, игнорируя эти разъяснения и занимая противоположную позицию.
В связи с указанным банк просит изложить позицию МФ РФ о правомерности/неправомерности действий налоговых органов, занимающих позицию, противоположную позиции МФ РФ, изложенной в письменных разъяснениях.

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения письменных разъяснений Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает, что разъяснение Минфина России по данному вопросу изложено в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 и до настоящего времени не изменилось.

Директор Департамента
И.В.Трунин


Последние обновления Базы знаний: